Главная » 2012 » Август » 1 » Размышление об истории нашего края...версия о Осиново Новопсковского района
13:37
Размышление об истории нашего края...версия о Осиново Новопсковского района

ОСИНОВЫЙ СТОЯЛЫЙ ОСТРОГ

 

 

Топоним «осиновый» не такой уж редкий в названиях территорий, населенных пунктов, рек, урочищ и других мест. Но такое изобилие данного дерева в названиях иногда приводит к определенному искажению и даже к ошибкам, приводящих к непоправимым историческим искажениям.

Осиновый брод, Осиновая лука, Осиновый лес, Осиновый колок вот только не полный перечень названий урочищ фигурирующих в названиях Белгородской черты возводимой в средине 17-го столетия на  юго-западе  России. Некоторые названия закрепились в имени сел, хуторов, а некоторые исчезли. Так сталось и с Осиновым острогом.

В своем очерке на основании архивных данных, работ И. Д. Беляева, В. П. Загоровского, актов для южной и западной России, топографических карт 18-го 19-го веков,  мы попытаемся показать где находился Осиновый острог .

В конце 1636 года руководители русской военно-топографической экспедиции Федор Варфоломеевич Сухотин и Евсей Юрьев подробно обследовали район рек Тихая Сосна, Валуй, Оскол и внесли несколько предложений о создании укрепленной линии на юге  в том числе и строительство небольших стоялых острожков. В результате в 1637 году между реками Тихой Сосной и Осколом были построены два стоялых острожка: Раздорный и Осиновый. Чтобы разобраться, где находился Раздорный острог, обратимся к росписи 7151 (1643) года, города Усерда, возведенного под руководством воеводы Бутурлина.

«Да от города от Усерда в верх по реке Сосне до Роздорного стоялого острога 15 верст, около его 60 сажен, и круг острогу выкопан ров шириною 2 сажени без четверти, да за рвом надолбы двойные с наметками; а в том остроге воды нет, а ходят для воды к реке Сосне сажень шестьдесят». Довольно точное описание  места расположения острога на Тихой Сосне. Но давайте уточним еще по одной работе, а это замеры Белгородской черты, выполненные П. Зиновьевым в 1669 году, и представленные в работе  историка Загоровского «Белгородская черта».

« Крайним западным  укреплением Усердской зоны был стоялый острог при устье Гридякина Колодезя. Он располагался южнее современного села Гридякина на берегу Тихой Сосны. Острожок тот имел два названия – Раздорский и Гридякин.

И чтобы уже точно привязать этот острог к современным топографическим картам скажем, что Бутурлин при определении расстояний в верстах между Усердом (с. Стрелецкое Красногвардейского р-на, Белгородской области) и Раздорного острога (с. Гридякино) считал по 500 саженевой версте, то есть 16 километров.

Географически привязав Раздорный острог к местности, нам будет легче найти место, где располагался Осиновый острог, о котором осталось не так уж много сведений.

У Беляева в работе «О сторожевой службе….», читаем: «Да от того Раздорнаго острогу вверх по реке по Сосне за Сосенскою плоту в десяти верстах устроен стоялый Осиновый острог; по стене его мерою 72 сажени, а около острога выкопан ров, глубина рву полторы сажени, а ширина рву три сажени без четверти, да около рву надолбы дубовые с наметами; а воды в нем нет, для воды ходят в лес сажень с полтретьядцать». И ещё на странице 77 читаем: «Лета 7152 Ноября в 20 день….Усердским станичным головам, ездокам и вожем ездити одною дорогою вниз по реке по Сосне к Дону, а  другою дорогою до Осинового острогу; а проезжати им Кальмиюскую сакму. А ездять  станичники с Усерда до урочища вниз по реке по Сосне к Дону на усть Коротояка от города в 60 верстах, переменяясь по пяти человек, до признаки и назад до Усерда четвертым днем, а до Осинового острогу, переменяясь по два человека другим днем».

Как видим, отсчет до Осинового острога ведется от реки Сосенской плоты – «за Сосеннскою плоту в десяти верстах». Сосенская плота, в современном названии река Сосна, – правый приток Тихой Сосны. В 19-м веке она носила название Сосенка. Из того же документа  следует «а до Осинового острогу переменяясь по два человека другим днем», то есть за два дня. Если учесть, что до Осинового острогу 30 верст  (32 км), то это  выводит нас на водораздел рек Оскола и Тихой Сосны. Здесь находятся села Николаевка, Львовка, хутора Муренцев, Махотынка (ранее Дубовой, Львовка), Крюк, Ямки  Новооскольского района, Ольхов Волоконовского и Редкодуб, Николаевский (Портки) Красноармейского  районов.   Прямого названия «осиновый» этот район не сохранил.

Попытаемся точнее определить местонахождение  осинового леса, и в этом нам поможет Семен Чернобаев.

 Один из воинов, защищавших острог в 1637 году,  Семен Чернобаев дал подробнейшее описание острога, так как с самого начала участвовал в его строительстве и нес там службу:

«А ставил тот острог Сава Нарбеков с ратными людьми. И в Осиновых Колках острог поставлен на четыре стены стоячим тыном. А по мере того острогу в стене по пятинатцати сажен. А за башен место зделал отводы руковами накось. Да в остроге ж оставил два дуба больших и над оном дубу зделал для сторожи короват. И с того дуба видит на татарскую сакму в степь верст 5. А вода от того острогу сажен з дватцат в леску. А острог поставлен подле леса. А лесу к тому острошку падошло десятин с пять и больше. А ставил тот острог Сава  Нарбеков и ратные люди... Сава Нарбеков поставил сажень, а головы и сотники посколку сажен острогу ставили, тово не ведает. А стрелцы и казаки ставили острогу в Осинавых Колках по четыре бревна…».

Здесь нам важно указание на количество леса, у которого поставлен острог – «десятин с пять и больше»: десятина тех времен равнялась 1,12 гектара. Он должен быть осиновым, но присутствие дуба обязательно. Лес в количестве 6 гектаров может быть только Николаевский, расположенный между селами Львовка и Николаевка Новооскольского района

Да, есть такой лес.  И рос он там не одну тысячу лет, не разрастаясь за пределы своего круга.  За что и получил прозвище «колок». Со старославянского «коло» – круг. И этот круг помнит лесника и его сторожку, и выступление певицы Зыкиной, и гибель молодого парня, ехавшего на ее концерт, и помнит соперничество комбайнеров, убиравших урожай вокруг леса: один на старом комбайне, а другой на новом (на старом я был помощником).  Предположение, что это Николаевский лес, подтвердим  картами 19-го века. Карта 1848 года говорит, что на месте современного села Николаевка было село Осиновка с 28 дворами, а рядом – хутора Ольховый и Березовый. Родившийся во Львовке, и отдавший все свои знания новооскольщине, Анатолий Ольховский , прекрасно помнит, что лес ранее назывался осиновым, а в глубине его есть пруд, на склонах родники . Сам же острог мог находиться на южной опушке леса  там, где ранее была заправка на трассе Новый Оскол-Валуйки, или в районе Львовской школы, в конце 19-го века здесь был постоялый двор.

.

 Подтверждают наши  выводы доклады Ивана Батурина и Саввы Нарбекова за 1637 год, а именно: «от Раздорова острога до Осинового 9 верст, а от Усерда 24 версты, от реки Оскола 6 верст». Межевая верста, которой в то время измеряли расстояние между поселениями,  составляла 1000 саженей  т. е. 2160 метров.  Переведя в километры, мы получим 19,5 км, 52 км и 13 км соответственно.. А это  расстояния  между Усердом, Гридякиным, Николаевкой и рекой Оскол  Новооскольского района.

Проследим как долго существовал Осиновый острог и мог ли он стать позже основанием села Николаевка.

В 1650 году воевода Царева-Алексеева, Степан Вельяминов сделал такой отчёт: «По заданию Б. А. Репнина, я описал и нанес на чертёж местность, лежащую южнее только что построенного земляного вала, а также от Царева-Алексеева в юго-восточном направлении через Осиновый острожёк к Валуйскому лесу».

Гораздо скромнее нашего Осинового острога выглядел его тёзка, построенный на Тихой Сосне гораздо позже: «в 1648 году на Осиновом броду поставили Черкасской городок да Бовай тридцати сажений кругом, в тех острожках сделали по две башни для очищения острошкова, а ставили тот городок дети боярские и черкассы»

Собственно наше расследование могло бы и завершиться, но сторожевая служба, превратившаяся в «стоялую», приносит много интересного в историю. Да, стоялый острожек, а проще караульный, совсем не обязательно превращается в городок или иное поселение с постоянно проживающими жителями. Но острожек был, остались рвы, искореженные дубы и другое. Мы же не можем забыть земляков, которые в один миг могли погибнуть, доставляя послание царю, или неся сторожевую службу вдали от дома.

 России нужны были новые земли для пашен. Интересна в этом смысле отписка Григория Козлова в 1649 году, из Яблонова. Смысл послания к царю Алексею Михайловичу был в том, что дети боярские построили деревни Тростенец и Васильев дол, да село Голубино «за чертой, в поле», а служивым людям их сложно защищать. Интересна резолюция царя – «Велеть ему крепости учинить по своему розсматрению, а людим бы …. не учинять и с пашен их не согнать.»  Стране нужен хлеб, и  выращивают  его уже более 360 лет жители сел Тростенеца, Васильдола, Голубино  Новооскольского района.

О Голубино надо сказать отдельно, это село упоминается в 1627 году в «Книге Большого Чертежа». Профессор Загоровский нашел еще более раннее воспоминание «писцовые книги сообщают о том, что в 1615 году в селе жили атаман Парфен Денехин и его станицы казаки». Так что село Голубино можно считать самым древним не только Белгородской области, а и всего Черноземья.

Осиновый острог, назовем его теперь Николаевским, внес путаницу и в дату основания села Осиново, что в Новопсковском районе на Луганщине, на реке Айдар.

А виной всему стала работа Филарета Гумилевского «Описание Харьковской епархии» за 1848 год, в которой  он, ссылаясь на работу Беляева «О сторожевой службе», приводит такую цитату: «Лета 7152 Ноября в 20 день….Усердским станичным головам, ездокам и вожем ездити одною дорогою вниз по реке по Сосне к Дону, а другою дорогою до Осинового острогу; а проезжати им Кальмиюскую сакму». Далее, уже делая свои выводы, пишет, что острог этот надо искать на  Айдаре, там где местность удержала название Осиново. И вот уже более 150 лет жители Осиново отмечают дату основания своего села  с 1637 года. Но Филарет не процитировал вторую часть государева указа, а выглядит она так: «А ездять станичники с Усерда до урочища вниз по реке по Сосне к Дону на усть Коротояка от города в 60 верстах, переменяясь по пяти человек, до признаки и назад до Усерда четвертым днем, а до Осинового острогу, переменяясь по два человека другим днем».

Здесь сразу видно, что 60 верст от Усерда до урочища Коротояка станичники проезжают туда и обратно за 4 дня, а до Осинового Острога – за два дня, значит, расстояние в два раза короче, допустим 30 верст. А до села Осинового, что на Айдаре, 150 километров, никак станичники не могли преодолеть «другим днем».

 Хотелось бы, чтобы  эти краеведческие поиски в определении Осинового острога хоть как то повлияли на дальнейшее суждение о их месте в истории.

2011

 

Просмотров: 1822 | Добавил: yarosh48 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 yarosh48  
0
Сайты г Ровенек Белгородской области наоборот утверждают,что Осиновский острог был на месте нынешнего села Осиново Новопсковского района,и основам почти одновременно с городком Белолуцк на Айдаре....будем искать еще подтверждающие документы версии белгородцев

Имя *:
Email *:
Код *: